Воспитательная работа
Самоуправление
Деятельность ученического самоуправления базируется на следующих принципах:
- равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
- выборность – полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
- гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
- законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
- целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
- ответственность – регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета класса и Совета самоуправления гимназии ДГТУ.
Система ученического самоуправления гимназии ДГТУ имеет 3 уровня:начальный, классное самоуправление и школьное самоуправление.
1 уровень – начальный.
В начальной школе самоуправление учащихся осуществляется на уровне пропедевтики, преимущественно под руководством учителя и учащихся, обучающихся в основной и старшей школе. В гимназии организована система кураторства. Непосредственно комитеты ученического самоуправления в начальной школе не формируются. Теме не менее, классный руководитель может внутри класса организовывать временные группы для проведения тех или иных мероприятий (вместе с учащимися основной и старшей школы).
Подобная форма, с одной стороны, позволяет сохранить контроль классного руководителя над деятельностью классного коллектива, а с другой формировать у учащихся начальной школы навыки самостоятельного принятия и планирования своей деятельности, которые им потребуются в основной и старшей школе.
2 уровень – классное самоуправление.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.
Управляющий орган самоуправления – Совет класса, который проводится не реже одного раза в месяц (возможно использовать дистанционные технологии при организации заседаний Совета класса, а также использовать социальные сети при обсуждении тех или иных мероприятий).
В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классный руководитель с учетом рекомендаций Совета самоуправления гимназии ДГТУ.
Классный руководитель осуществляет координацию деятельности самоуправления на уровне класса, а не подменяет ее своими инициативами и распоряжениями.
3 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет самоуправления гимназии.В состав Совета входит актив из числа представителей Совета класса (лидеров класса).
Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета самоуправления гимназии ДГТУ.
Система школьного самоуправления сочетает принципы коллегиальности и единоначалия. Наряду с Советами учащихся класса и гимназии осуществляют планирование деятельности ученического самоуправления, его организацию и контроль президенты класса и гимназии. Президент класса избирается Советом класса на основании предложений классного руководителя. Президент гимназии избирается на Совете учащихся на основании предложений заместителя директора, курирующего воспитательную работу.
Президент гимназии может входить в различные комиссии, организуемые в учебном заведении, как представитель ученического самоуправления.Президент гимназии может представлять учебное заведение в различных мероприятиях, организуемых на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях.
Содержание деятельности ученического самоуправления
Вся деятельность планируется самими учащимися. В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности.
Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
Ведущими видами деятельности являются:
- познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
- спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
- художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
- шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, гимназии;
- профилактическая деятельность – организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;добровольческая деятельность – участие в волонтерском движении, мероприятий, связанных с добровольческим движением.
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления: на уровне класса и гимназии.